Шестьдесят лет назад совершил первый полет вертолет Ми-8

Шестьдесят лет назад совершил первый полет вертолет Ми-8. Легендарная 2-моторная винтокрылая машина впервые поднялась в воздух 24.06.1961, отмечает информационный портал aviav.ru. Речь идет о массовом, легендарном вертолете, который успешно эксплуатируется во многих странах мира (свыше 80, если быть более точным). За все эти годы было выпущено более 13,1 тысячи единиц авиатехники. «Восьмерка» до сих пор пользуется спросом на рынке.

Конструкторское бюро Миля приступило к разработке уникально на то время средства воздушного транспорта еще в 50-х гг. Уже тогда было понятно, что газотурбинные силовые агрегаты – это будущее вертолетостроения, отлично понимал это и главный конструктор вышеозначенного ОКБ М. Л. Миль. Использование подобных двигателей в данном сегменте авиастроения позволили совершить настоящий прорыв. Летные характеристики, экономическая эффективность, прочие важные экслупатационные/технические показатели вертолетов существенно возросли. Первый представитель популярного ныне семейства Ми-8, в итоге, получил именно такую силовую установку.

Первые 5 1-моторных летных образцов Ми-8, строительство которых стартовало в 1958-м году, были оснащены самолетными двигателями АИ-24, прошедшими предварительно специальную доработку, позволяющую осуществить их монтаж на вертолет. Первые прототипы фигурировали в отчетах ОКБ как В-8 (рабочее название проекта). Газотурбинные двигатели на конец 50-х гг., необходимо уточнить, пребывали еще на стадии разработки.

Первый полет прототипа В-8 был не продолжительным, машина лишь зависла в воздухе на какие-то считанные минуты. Опытный образец в 09.07.1961 был представлен в рамках авиационного парада в Москве. Мероприятие проходило на территории Тушинского аэродрома. Вертолет тогда совершил непродолжительный полет, а полноценные летные испытания ВС (прототип В-8А), оснащенного уже не одним, а двумя двигателями, стартовали в следующем году. Летный образец получил новые моторы ТВ-2 117, которые собственно, были изначально спроектированы под него.

Читайте также  Крупнейший акционер Wizz Air продал половину своей доли

Новинка должна была прийти на замену морально устаревшей машине Ми-4. Восьмая модель получила другую компоновку, что касается местоположения кабины пилотов и авиадвигателей. Авиационные инжинеры решили, как бы, поменять их местами. Подобная «рокировка» позволила улучшить эксплуатационные характеристики салона, грузовой кабины, куда теперь мог свободно заехать автомобиль. Изменения затронули хвостовую балку, кабину, прочие элементы ВС. Винтокрылая машина в процессе разработки обрела 5-лопасных винт, 3-точечное шасси, существенно выросла общая площадь остекления кабины. Авиационный конструктор М. Миль заложил прочный и надежный фундамент для долгой и успешной жизни Ми-8.

Уже несколько десятилетий отечественные вертолеты легендарной серии являются безальтернативным средством транспорта для многих удаленных, труднодоступных регионов нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья. (Азия, Европа, Африка, Южная Америка). В 1965-м году вертолет был доработан, инжинеры внесли ряд существенных изменений. Серийное производство машины решили развернуть на производственных мощностях вертолетного завода в Казани №-387. Пассажирская версия Ми-8П, как и транспортно-десантная модификация Ми-8Т, за последующие пять лет завоевали отличную репутацию. Винтокрылая машина стала по-настоящему востребованной, в итоге в 1970-м году решили наладить ее производство еще и на базе авиастроительного предприятия в Улан-Удэ.

Отечественный авиапромышленный комплекс за последние 60 лет выпустил тысячи военных/гражданских версия вертолетов Ми-8/17. Сложно представить, но общее количество модификаций этих машин составляет около сотни. В списке многоцелевые, пассажирские, транспортные машины, вертолеты РЭБ, версии для сельского хозяйства, природоохранных служб и так далее. Авиатехника обладает высокими летно-техническими качествами, позволяет выполнять миссии в сложных погодных условиях, обладает вместительной грузовой кабиной. Ко всем вышеупомянутым достоинствам еще нужно прибавить простоту в управлении, неприхотливость в техническом обслуживании и надежность.

За все историю существования программы Ми-8 разработчик внес много различных изменений в конструкцию, пересмотрел компоновку. Авиастроитель улучшил основные летные характеристики, довел грузоподъемность до 3/4-х тонн. Изначально, на этапе разработки вертолета, этот показатель составлял всего две тонны. Грузоподъемность последней версии Ми-171 А-2 составляет и того более, целых пять тонн. Винтокрылая машина может взять на борт до 24 пассажиров.

Читайте также  Airbus Helicopters заключил контракты с 19 заказчиками в России

Благодаря стараниям авиастроительного холдинга Вертолеты России, проект Ми-8 постоянно развивается, появляются новые модификации, производитель пересматривает компоновку, оснащает машины новыми силовыми установками. Обновления касаются таких элементов как рулевые/несущие винты, БРЭО, комплексы навигации. При строительстве вертолетов все больше используются высокотехнологичные материалы (композиты), инновационные технологии. Серии Ми-8/17, если брать класс гражданских вертолетов тяжелого типа (10-16 тонн), контролируют львиную долю мирового рынка, если немного углубиться в статистику. Эксперты ВР уверяют, что речь идет о 90% рынка, не менее, а это, бесспорно, веский аргумент в пользу программы.